Рав Шимон Шкоп
Особые свойства скрижалей
Мудрецы раскрыли нам, что именно первые скрижали обладали особенными качествами. Об этом повествуется в Талмуде в трактате Эрувин (54а): «То, что написано (Шмот 32:16) “выгравировано на скрижалях” означает: если бы первые скрижали не были разбиты, Тора никогда бы не забывалась в народе Израиля».
[Это основано на том, что десять заповедей были именно выгравированы на скрижалях, а не просто записаны. Маарша поясняет, что дополнительный намёк на этот смысл .חקוק вместо обычного חרות стиха в использовании слова
Надо заметить, что Всевышний обещал нам, что народ Израиля никогда не забудет Тору (см. Дварим, 31:21). Однако это обещание относится только ко всему народу в целом, а не к отдельным людям. Очевидно, обычные люди должны прикладывать великие усилия, чтобы не забыть то, что изучали. Кроме того, хоть народ Израиля и не забыл Тору полностью, но каждое поколение частично забывает Тору и обладает меньшими знаниями, чем предыдущее (См. Шаббат, 138б и Санедрин, 68а).]
«Тора никогда не забывалась бы в народе Израиля» означает, что первые скрижали обладали особым свойством. Человек изучал некую часть Торы один раз, и она навсегда сохранялась у него в памяти. Моше почувствовал, что это качество скрижалей может привести к ужасному осквернению святого. Ведь может случиться, что появится отвратительный и извращённый злодеяниями человек, который будет обладать величайшими познаниями во всех областях Торы. Этого не должно быть, и поэтому Моше пришёл к выводу, что требуется разбить первые скрижали и приложить усилия к получению других скрижалей.
(из материалов Беерот Ицхак)
Шаббат Шалом!