Недельная глава «Вайигаш». Чтобы не устыдить других.

Шаббат Шалом!

«Йосеф, окруженный со всех сторон (людьми), не мог более сдерживать и закричал: “Уведите от меня всех!” Когда Йосеф открылся своим брать- ям, никого рядом с ним не было» (Берешит, 45:1).

Когда Йосеф приказал всем своим слугам оставить его наедине с братьями, он остался один на один с де- сятью крепкими людьми, каждый из которых был настолько силен, что «если бы один из них стукнул его, он бы умер» («Ялкут Шимони», Берешит, 45). Объясняет «Мидраш Танхума» (Ваигаш, 5): «Йосеф подверг себя ве- ликой опасности, ведь если бы братья убили его, ни- кто в мире не узнал бы об этом».

И более того, добавляет рав Йонатан Айбешиц в своей книге «Тиферет Йонатан», что опасность не исчезла и после того, что он раскрылся им. Ведь даже сказав: «Я — Йосеф!» он все равно рисковал жизнью. Ведь почему братья хотели убить его два- дцать два года назад? Потому, что они увидели ду- хом святого постижения, что от него произойдет царь Йеровам бен Нават, который будет склонять народ Израиля к идолопоклонству. Когда же они увидели, что Йосеф стал вторым после царя в Егип- те, и более того — женился на дочери Потифара, и сам одевается, как египтянин, то они могли бы ошибиться и решить, что он сам уже тоже глубо- ко погрузился в духовную нечистоту Египта, и его потомки, несомненно, тоже будут нечестивцами.

Тем не менее, деликатность Йосефа не позволила ему позорить братьев и заставлять их стыдиться. По- этому он и приказал: «Пусть все люди выйдут!», зная, что рискует жизнью.

Рав Шломо Левинштейн

(из материалов Беерот Ицхак).

 

Другие Статьи