В Еврейском календаре есть четыре новых года. Самый известный новый год - это Рош- а- Шана, который празднуется Первого Тишрея. Это день , в который «записывается» судьба всех творений этого мира, всей Вселенной на весь следующий год. Также от этого дня начинается отсчёт еврейского календарного года.

Второй новый год, который мы отмечаем - это праздник Ту-Бишват. Ту-бишват - это сочетание двух еврейских букв: буквы “Тет”, которая в цифровом эквиваленте, обозначает и цифру «9» и буквы “Вав”, которая обозначает -«6», и вместе «9 + 6» получается «15». Поэтому двумя буквами “ТУ” в иврите обозначается число «15». Поэтому второй Новый год, который есть у евреев, начинается 15-го числа месяца Шват и называется этот праздник “Ту-Бишват”, то есть 15 число месяца Шват. Это немножко странно, что Новый год не начинается с начала месяца, потому что оставшиеся еще не упомянутые нами два новых года, как раз начинаются с начала месяца: Первое Ниссана - Новый год царей, Первое Элула - Новый год скота (имеется в виду, что не сам скот отмечает этот праздник, а эта есть дата, с которой отделяются специальные десятины приплодов скота, появившиеся в стадах у фермеров, разводящих этот скот).

Идея праздника Ту-бишват заключается в том, что к 15-му числу месяца Шват, начинают зеленеть и цвести самые ранние деревья в земле Израиля, на них появляться первые завязи плодов. И с этого момента отсчитываться урожай плодовых деревьев на следующий год. Зачем нам это нужно?

Дело в том, что у евреев принято не только отделять десятину (на иврите маасер ) от своего урожая. Но как определить дату? Ведь отделяется десятина именно нового года :не те плоды, которые выросли в прошлом году, а уже те плоды, которые начинают расти в этом году. Поэтому 15-е число месяца Шват как раз и является тем числом, с которого мы начинаем отсчитывать начало урожая плодовых деревьев именно нового года.

В XVI веке каббалисты Цфата, ученики Аризаэла решили, что этот праздник необыкновенен тем, что он связан с Землёй Израиля, с плодами Земли Израиля. Поэтому, они говорили, что в празднике “Ту-Бишват” заложена большая идея будущего освобождения еврейского народа. Когда все евреи вернутся в Израиль, отстроят Иерусалимский храм и придёт Машиах.

Поэтому каббалисты Цфата в XVI веке и ввели обычай праздновать “Ту-Бишват”. Этот обычай напоминает празднование Песаха, так как в эти даты проводится специальный Седер на Ту-Бишват, на котором точно также как и на Песах выпиваются 4 бокала вина, каждый из которых либо чисто красный, либо чисто белый, либо сочетают красное и белое вино (в этом есть большой Каббалистический смысл). Таким образом, где-то с XVI века Ту-Бишват становится праздничным днем - Новым Годом Деревьев.

Уже позже, после образования государства Израиль, в этот день начали сажать новые деревья, саженцы, чтобы эта земля снова и снова расцветала, как это было когда-то. Это уже более новый обычай праздника Ту-Бишват.